Полезные материалы

Техническое и организационное обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг (аспект энергоэффективности)

д.т.н., профессор Мохов А.И. – Председатель совета НП «Энергоэффект»,
Мохова Л.А. – эксперт НП «Энергоэффект»

Энергоэффективность здания – важный фактор обеспечения жизнедеятельности жителя. Какие новые функции должны и могут быть реализованы в связи с требованием энергоэффективности жилья управляющей компанией здания? Какие требования должны быть предъявлены к компании, чтобы она смогла качественно оказывать услугу по управлению энергоэффективности жилья? Что должна включать в себя такая услуга? Какие специальные знания и умения становятся важными для реализации такой услуги? На эти вопросы призвана ответить настоящая статья.

Переход от норм качественного выполнения ЖЭК работ по ремонту зданий к нормам качественного оказания потребителю услуг управляющей компанией. Традиционной особенностью ЖКХ являлось использование диспетчерской службы для сбора информации о неисправностях здания и его оборудования, а также координации проведения ремонтных работ этого оборудования сотрудниками ЖЭКа или привлеченными организациями.

Услуги самому зданию (и в этом особенность традиционных услуг ЖЭК), включали проведение ремонтов всех видов, обеспечение функционирования оборудования, включенного в состав здания (мусоропроводы, радио-точки, лифты, датчики расхода ресурсов разного вида и пр.). Сюда же можно отнести услуги по приведению внешней среды здания к установленной норме – уборка прилегающей к строению территории и ее благоустройство, организация функциональной инфраструктуры здания (досуговой, информационной и др.).

Заметим, что в последнее время появились и начали использоваться специфические документы – паспорта жилища, с перечислением конкретных эксплуатационных характеристик здания. Именно в постоянной поддержке состояния жилища в нормах, зафиксированных в паспорте, и предполагалось осуществление основной функции традиционной жилищно-коммунальной службы.

Таким образом, ЖЭК, выполняя свои функции, оказывала услуги не потребителю, а обслуживала здания и его оборудование, при этом, правда, попутно восстанавливал комфорт использования внутренней среды строения для потребителя.

Новое в современной ситуации заключается в допуске внешних физических и юридических лиц к управлению жильём, к тому, что до сих пор являлось функцией потребителя [1,2,3,4,5]. Знание свойств жилья, как средства настройки внутренней среды под требования конкретного потребителя, и умение соорганизовать деятельность по управлению жильём с собственником-потребителем – основные особенности работников управляющих компаний, привлекаемых к реализации услуг. Таким образом, дополнительно к традиционным услугам жилищу, возникает передача той части прав на управление жильем управляющей компании, в которой потребитель ей доверяет. Заметим, что сюда может входить право управления финансовыми и материальными потоками, материальными и нематериальными ресурсами жилья.

При значительном увеличении числа потребителей в обслуживаемом зданий у управляющей компании возникает задача соорганизации жителей в «коллективного» потребителя. На наш взгляд, первым шагом в такой соорганизации может стать реализация услуги по обеспечению жилищ оборудованием, повышающим уровень безопасного функционирования здания. Как показывает опыт, именно эта функция жилья может стать основой для объединения потребителей. Второй шаг – повышение энергоэффективности зданий, позволяющей потребителям экономить все виды ресурса, поступившего в здание.

Проблема энергоэффективности жилища и жилья – комплексный аспект.

Энергоэффективность здания формируется двумя составляющими. Первую составляющую формирует само здание за счет особенностей конструкции, материалов, и др., обеспечивающих энергоэффективность жилища в условиях разного рода воздействий внешней и внутренней среды. Анализ изменений этой составляющей во времени проводится специалистами (например, сотрудниками жилищной инспекции), а полученные данные могут использоваться для выработки решения о проведения ремонта, технического перевооружения и т.п.

Вторая составляющая формируется потребителем за счет внутреннего воздействия на здания в процессе осуществления своего функционирования и надзора за функционированием здания как жилья. Обе составляющие определяют комплексную энергоэффективность здания. Комплексность характеризуется участием в процессе двух систем, имеющих противоположные цели функционирования (сохранить ресурс здания и, соответственно, потребить этот ресурс). Но эти системы объединены «над-целью» – уменьшить неэффективное использование ресурса всеми потребителями участниками.

Комплексная энергоэффективность здания может быть сформирована различными методами и средствами. Наиболее актуальным из них на сегодняшний день представляется создание «интеллектуальных зданий» (ИЗ). ИЗ обеспечивают, с одной стороны, исчерпывающий автоматизированный анализ функционирования здания, а с другой стороны - простоту в управлении зданием с целью обеспечения энергоэффективности жилища и жилья. Традиционно к ИЗ принято относить оснащение здания средствами автоматического контроля над всеми системами обеспечения жизнедеятельности потребителя:

  • Средства управления силовым оборудованием и освещением (освещение внутри здания, внешняя подсветка, лифты);
  • Средства климатического контроля и вентиляции;
  • Средства контроля за расходом электроэнергии;
  • Информационного средства (обеспечивающего доступ к внутренним и внешним сетевым ресурсам) и т.д.

Таким образом, с точки зрения обеспечения энергоэффективности здания, цель создания ИЗ заключается в формировании этого фактора функционирования жилища и жилья, путем управления ресурсами здания и создания параметров внутренней среды. ИЗ придает свойство качественного изменения потребительских характеристик здания за счет преобразования ресурсов, вводимых в здание инженерными сетями всех видов. Такие технические сети транспортировки и распределения энергетического, информационного или другого ресурса в составе здания за счет устройств преобразования этого ресурса существенно изменяют (дополняют) состав функциональных возможностей строения. Именно эти сети, по сути, передаются управляющей компании в эксплуатацию с целью оказания соответствующей услуги потребителям. Энергоэффективность потребления этого ресурса можно получить при умелом применении оборудования интеллектуального здания.

Проблема подготовки кадров управляющих компаний ЖКХ для качественного обслуживания жителей в интеллектуальных зданиях.

Таким образом, имеются технические и организационные аспекты управления энергоэффективностью, включающие создание интеллектуальных зданий и обучения кадров управляющих компаний ЖКХ и потребителей работе на энергоэффективном оборудовании ИЗ.

Проблема нового организационного обеспечения в эксплуатации здания связана с освоением его нового энергоэффективного оборудования. Знания электриков, сантехников, плотников и других традиционных специалистов ЖКХ недостаточны не только для освоения ими функционирования интеллектуальных зданий, но, и для решения задач энергоэффективности с их помощью.

В настоящее время отсутствует профессиональная подготовка кадров управляющих компаний ЖКХ в части управления интеллектуальными зданиями. Поэтому, существует насущная необходимость в формировании специалистов, которые могли бы оценить возможности имеющегося оборудования ИЗ с точки зрения безопасности и энергоэффективности, и которые могли бы обеспечить техническую и организационную поддержку в процессе эксплуатации здания. Сотрудникам управляющих компаний также предстоит освоить новые умения, в дополнение к уже осуществляемым. Организация планирования и реализации распределения финансовых потоков для оказания потребителям услуг по поставкам ресурсов различного вида (энергетических, информационных и т.д.), страхование жилья и т.д., включая обработку потоков данных и документов, должны быть дополнены умениями в работе с ИЗ.

Подготовкой таких специалистов занимается Первый национальный центр сертификации интеллектуальных зданий (ПНЭЦ СИЗ). Сотрудники центра позиционируются как знатоки технических решений в области создания «интеллектуальных зданий» и сертификации ИЗ с точки зрения безопасности и экономичности их функционирования. Таким умениям предполагаем обучать представителей управляющих компаний и потребителей услуг ИЗ, а также повышать квалификацию системных интеграторов – создателей ИЗ. Нами разработан ряд дисциплин, которые призваны просветить потребителей ИЗ и сформировать на их основе сообщество профессиональных пользователей. Сюда относится дисциплина «инфраструктурный менеджмент». Пользуясь инфраструктурным менеджментом, управляющие компании могут содержать персонал для обслуживания жителей, проводить его ротацию, реализуя политику повышения качества услуг, исходя при этом из возможностей заказчиков – собственников жилья.

При ответе на вопрос – как обучать будущих работников управляющих компаний? - важно понимать, что главным становится «средствовое обустройство» деятельности работников управляющих компаний и умение использовать эти средства при решении проблем управления. Требования такого обеспечения предполагают принципиальный отход от «знаниевого» обучения и возвращение к профессиональному обучению - передаче умений от мастеров, с постоянным повышением квалификации. Именно эта ситуация требует организации многоуровневых курсов повышения квалификации, направленных на формирование кадрового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.

Литература

  1. Мохов А.И. и др. Применение инфраструктурного менеджмента при решении проблем строительного и жилищно-коммунального комплексов. // Научно-технический сборник «Методологические подходы к реализации инвестиционных и организационно-технологических процессов строительного производства». – М.: ЦНИИОМТП, №2, 2004. - С.14-16.
  2. Мохов А.И. и др. Интеллектуализация здания как основа системы контроля ресурсов и качества обслуживания. // Интеллектуальное здание. Высокие технологии строительства. – 2004. - №2. – С.12-13.
  3. Мохов А.И. и др. Современные средства управления бытовой техникой. // Материалы VIII Межвузовской научно-технической конференции /под. редакцией докт. техн. наук, профессора Ю.Н. Маслова, ГОУ ВПО «МГУС». – М., 2007. – С.124-125.
  4. Мохов А.И. и др. Зависимость качества жизни муниципальных сообществ от профессиональной подготовки управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства. // Практические задачи социального государства по обеспечению качество жизни населения Российской Федерации. – 2006. // Сборник научных докладов и статей по материалам IV Международного форума Москва «Качество жизни: сообщество науки, власти, бизнеса и общества». – М., 2007г. - С.236-242
  5. Мохова Л.А. и др. Проблемы построения эффективного менеджмента в ЖКХ. // Цивилизация знаний: инновационный переход к обществу высоких технологий //Труды Девятой Международной научной конференции. Москва, 25-26 апреля, 2008г. Часть II,. – М.: РосНОУ, 2008.

«назад

«Предыдущая статья

Необходимость в создании энергоэффективного оборудования в России: энергоэффективность интеллектуальных зданий

Следующая статья»

Необходимость в создании энергоэффективного оборудования в России: энергоэффективность интеллектуальных зданий